ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕКСТА:

10 01 23Рубрика «ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»

Эксклюзив от медиагруппы ПРОbasket

Наш постоянный эксперт, спортивный директор федерации баскетбола Краснодарского края Сергей Пташный о том, стоит ли Российской Федерации баскетбола отправлять отечественных тренеров за рубеж, чтобы они перенимали опыт у лучших баскетбольных специалистов.

- Сергей Вадимович, ваше мнение по этому поводу.

- В вашем Телеграм-канале ПРОbasket были высказаны предположения о поездке наших специалистов за рубеж. Мнения разделились. В свою очередь, возможно, выскажусь немного резко, но в нашей стране бюджетные поездки отпадают. Почему? Как только появляется возможность кого-то выбирать, сразу появляется вероятность возникновения коррупционных моментов. Никого не хочу обвинять, но сам по себе это факт. У нас российская ментальность такая. Тем более, в стране такие проекты были. Поездки тренеров в США РФБ финансировала с помощью меценатов. И некоторые тренеры принимали участие в проектах ФИБА, ФИБА-тренер. По-моему, два специалиста отучились, два начинали учебу. Не знаю, как сейчас обстоят дела, не знаю, насколько это эффективно.

Дело в том, что надо создавать условия для тренеров в России. И сейчас информационные возможности настолько широки, что для этого не обязательно ехать за рубеж. Тем более, что сейчас полно агентств, которые за деньги устроят вас на стажировку в любой клуб, любые школы, любые университеты. Не очень понятно, почему РФБ должна искать деньги. Специалист должен вкладываться в себя сам, находить меценатов, которые в него поверят. Пусть это будут профессиональные клубы, которые своих молодых тренеров будут отправлять на стажировку. РФБ – общественная организация, которая должна заниматься всеми регионами, а не какой-то группой тренеров, причем со сложностями дальнейшего трудоустройства. Куда они будут потом их трудоустраивать. РФБ клубами не руководит. Они не находятся под юрисдикцией общественной организации.

Локобаскет - Школьная лигаВ Верхнем Уфалее завершился муниципальный этап Чемпионата «Локобаскет - Школьная лига».

Участвовали шесть команд юношей и три команды девушек.

Чемпионы и призёры награждены кубками и медалями.

Победителями у юношей и девушек стали команды МБОУ СОШ №5 «Спарта».

Поздравляем победителей и желаем успешно выступить на зональном этапе.

 

С 18 по 22 января 2023 года в Магнитогорске проходило Первенство Челябинской области по баскетболу среди юношей и девушек 2008 г.р. и моложе.

Участие в соревнованиях приняли 8 команд юношей – «Динамо» (Магнитогорск), СШОР №8 (Челябинск), БШ «Пионер» (Челябинск), Сим, Еманжелинск, «Олимп» (Челябинск), Златоуст, Миасс;

и 8 команд девушек – СШОР №8 (Челябинск), СШ №1 (Чебаркуль), «Динамо» (Челябинск), БШ «Пионер» (Челябинск), Верхнеуральск, Кременкуль, «Динамо-2009» (Магнитогорск), Карталы. Команды были разбиты на две группы.

В первые три дня прошли игры в группах, а затем по результатам группового этапа команды разыгрывали места с 1-4 и с 5-8. Таким образом, по итогам пяти игровых дней места распределились следующим образом:

ЮНОШИ

🥇 «Динамо» г. Магнитогорск

🥈 «Олимп» г. Челябинск

🥉 СШОР №8 г. Челябинск

4 место – БШ «Пионер» г. Челябинск

5 место – Златоуст

6 место – Сим

7 место – Еманжелинск

8 место – Миасс

ДЕВУШКИ

🥇 «Динамо» г. Магнитогорск

🥈 Карталы

🥉СШОР №8 г. Челябинск

4 место – БШ «Пионер» г. Челябинск

5 место – «Динамо-2009» г. Магнитогорск

6 место – СШ №1 г. Чебаркуль

7 место – Кременкуль

8 место – Верхнеуральск

ЧООО «Федерация баскетбола» поздравляет победителей и призёров соревнований!

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://chelregionbasket.ru/novosti/8-novosti?start=18#sigFreeId2726ce6342

16 01 23Эксклюзив от медиагруппы ПРОbasket

Сергей Чернов о детских соревнованиях, ДЮБЛ, баскетболе 3х3 и российских тренерах.

Сергей Викторович Чернов в баскетболе человек знаковый. Президент РФБ с 2003 по 2010 год. Инициатор образования мужской Суперлиги России (1994 год), Детско-юношеской баскетбольной лиги (2001 год), Ассоциации уличного баскетбола (2004 год), Ассоциации студенческой баскетбольной лиги (2007 год). В 1988 году – руководитель от Спорткомитета СССР подготовки мужской сборной команды СССР – чемпионов Олимпийских игр в Сеуле. Заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры. Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теории и методики баскетбола» Российского университета спорта «ГЦОЛИФК».

– Сергей Викторович, бытует мнение, что в российском баскетболе перевелись таланты.

– Я считаю, что они есть.

Потому что в такой большой стране со 150-миллионным населением их не может не быть.

Но что настораживает. Нет новых имен, нет звездочек. Почему, на мой взгляд. В чем здесь проблемы? Необходимо усовершенствовать систему соревнований. Их очень много. Я считаю, все время играть, тем более в детском возрасте – нельзя. Сегодня проходит такое количество соревнований у детей, что им некогда тренироваться. Первенство города, области, какие-то отборочные турниры, детские лиги, бесконечно играют и играют. А правильно ли баскетбольные навыки закрепляются? Вот в чем вопрос.

На мой взгляд, очень много тренеры ездят на соревнования, особенно в крупных городах. И это не здорово. Потому что к соревнованию всегда легче подвести, а к тренировке подготовиться сложнее, потому что к ней надо готовиться, простите за тафтологию.

Далее. Когда я работал в РФБ, была создана Детско-юношеская баскетбольная лига. Это был шаг вперед в развитии детского и юношеского баскетбола. Но изначально ДЮБЛ была создана только для тех команд, которые играли в лиге ВТБ и женской премьер-лиге. Клубная структура предполагалась быть такой: основной состав, молодежная лига и ДЮБЛ. Однако что мы имеем сегодня. ДЮБЛ разрослась и там играют команды совершенно разного уровня. Заявляется на соревнования по 80 команд у мальчиков, 60 команд у девочек. Фантастические матчи проходят. Одна команда выигрывает у другой 100:20, 100:10. Какая от этого польза? Никакой.

Я понимаю, РФБ собирает с них взносы, это все хорошо для федерации. Но качество баскетбола от этого не будет улучшаться.

– Сегодня в России очень популярен баскетбол 3х3. Это является показателем развития баскетбола в стране?

– Никогда 3х3 не сможет заменить классический баскетбол и воспитать игроков высокого класса. Все, кто играют 3х3, вышли из классического баскетбола. И продолжают выступать в других командах. Понимаете. Нет отдельного баскетбола. Это не может быть так. Есть классический баскетбол 5х5. А 3х3 для популяризации, для досуга, для масс. Играют и школьники и студенты, пусть играют. Но это не показатель развития баскетбола.

– В Лиге ВТБ всего четыре тренера россияне. В остальных командах иностранцы, причем в некоторых клубах весь тренерский штаб – легионеры. Неужели в России нет своих достойных специалистов?

– Действительно, мы почему-то забыли про наших тренеров. Сегодня российский спорт под санкциями, в изоляции. Так давайте мы своих тренеров российских будем поднимать.

У нас же хорошие специалисты – Базаревич, Шакулин, Пашутин, Карасев. Они уже работали, и работали в то время, когда в России были Ивковичи, Мессины и т.д.

Чего мы боимся? Это люди в самом расцвете сил. Почему мы думаем, что они хуже зарубежных тренеров? Тем мы доверяем, а нашим нет. Ни один зарубежный тренер не заинтересован в подготовке резерва в нашей стране. Он заинтересован лишь в контракте, который подписывает и решает поставленные задачи. А что будет после него, через два-три года, никого не интересует.

 

10 01 23Эксклюзив от медиагруппы ПРОbasket.

Наш эксперт, спортивный директор федерации баскетбола Краснодарского края Сергей Пташный о подготовке баскетбольного резерва и школьном баскетболе.

Мы задали Сергею Вадимовичу вопрос:

- Как вы считаете, основное направление в подготовке резерва в сфере юношеского баскетбола должно быть направлено на развитие школьного баскетбола, потому что именно здесь должен закладываться баскетбольный фундамент и основные баскетбольные навыки?

- Для начала нужно разобраться – насколько школьный спорт вписан в существующую систему спортивной подготовки в нашей стране. Долгие годы подготовка спортивного резерва в России осуществлялась в системе дополнительного образования, не школьного, а именно дополнительного – спортивные школы, клубы, центры спортивной и олимпийской подготовки и т.д., причем независимо от ведомственной принадлежности. И предыдущий десятилетний период, с 2012 по 2022 год, политика государства в этом вопросе определяла спортивную подготовку именно в обособленный раздел. Под это создавалась нормативная база – отменяли лицензирование, принимали стандарты подготовки, меняли систему оплаты труда тренеров и требования к профессиональным стандартам по должностям. Теперь, после заседания Совета при Президенте по физической культуре и спорту в 2022 году, принята новая, вернее «старая» стратегия развития на 10 лет – обратная интеграция спортивной подготовки в систему общего образования. Создание школьных спортивных клубов, возврат к профессии тренер-преподаватель, изменение систем нагрузки и оплаты, возврат лицензирования и т.д. В целом развернулись на 180 градусов.

Основа подготовки резерва:

 Основой системы подготовки любого спортивного резерва являются три составляющих:

  •  «место», то есть доступная инфраструктура – залы, площадки;
  •  «идентификация», то есть развитие таланта из массы – пресловутые охват и  массовость;
  • «кадры» – достаточное количество квалифицированных специалистов.

На первый взгляд, в школьном баскетболе есть многое: база – школьные залы, какие никакие, но с кольцами. Есть дети, которые хотят заниматься, но основная проблема – нет кадров. Нет баскетбольных тренеров, которые работали бы в школах. И взять их, обучить их и, главное – мотивировать на работу, возможности нет! Этому мешает наша система организации спортивной подготовки. Как это ни печально, мешают слишком сложные правила, ограничения и требования. Доступ тренера в школьный зал настолько затруднен, как и допуск взрослого человека к работе с детьми, что никто не хочет этим заниматься. Например, у нас закон запрещает безвозмездно предоставлять в пользование муниципальное имущество, а это значит – официальная аренда, договоры, налоги, проверки и так далее. К тренерам требования еще выше – куча справок, полноценные трудовые договора, специальное образование и т.д. Директорам проще никого не пускать в школу, чем заниматься контролем и соблюдением всех этих требований.

Но как же, возражают мне, у нас же баскетбол есть в школьной программе и физрук после уроков ведет баскетбол! Но! Пару месяцев в году, пару раз в неделю по 45 минут в классах по 30 человек…. Можно чему-то научиться? И главное по физруку. Физрук в прошлом, к примеру,  гиревик. У него баскетбол заключается в следующем – кинул мяч, посудил как он понимает, поиграли пять на пять. Это не то. Баскетбол должен быть баскетболом. Техника работы с мячом, правильные перемещения, тактические взаимодействия и многое другое. Человек, который сам не занимался, не обучался баскетболу, этому научить не может.

Перенимать зарубежный опыт

- Какой же выход? На мой взгляд, он есть. Приведу пример. Есть такая небольшая страна – Сербия. Население – около 7 миллионов человек. Краснодарский край – около 6 миллионов, Москва – все  15. Так вот, национальные и резервные сборные Сербии по большинству игровых видов спорта почти всегда в финальных этапах мировых и континентальных чемпионатов и часто борются за медали. Многие сербские игроки имеют профессиональные контракты в ведущих национальных чемпионатах. Я несколько раз бывал в Сербии, по ходу своей работы в Краснодаре много общался с сербскими тренерами и хорошо представляю систему спортивной подготовки в этой балканской стране. Как строится подготовка резерва в Сербии. Есть молодые люди, которые, скажем так, прошли курс спортивной школы, отыграли на школьном уровне. Поступили в вузы, поиграли на уровне студенческой лиги, и закончили с баскетболом. Не стали профессионалами, пошли работать по профессии. Но обучение, игра на уровне школ, потом на уровне студентов позволяет спортсмену обладать большим объемом знаний, достаточных для того, чтобы передавать их на первоначальном уровне. Это молодые люди, закончившие вуз, которые идут работать, к примеру, инженером на завод или юристом. У него рядом образовательная школа, он идет туда, набирает группу 15 детей, часто включая своих собственных, из ближайших кварталов. Что-то ему платит школа, что-то родители. Это маленькая доплата, он это делает вечером после работы. Его пускают в зал, с него не дерут аренды, ему не надо проходить кучу проверок, предоставлять справки об образовании, быть устроенным в какой-то спортивной школе. Настолько все просто. В каждой общеобразовательной школе есть один, два, три тренера, которые ведут несколько групп. Все это на уровне 7-12 лет. Таким образом, на первоначальном этапе работают не профессиональные тренеры, которым одной группы для зарплаты будет мало. Работает очень большое количество тренеров-совместителей, которые охватывают максимум юных спортсменов, чтобы за три-четыре года развить у детей способности и подготовить их переход на следующий этап подготовки. К примеру, через год 20-30% своих подопечных тренер-любитель передал на более высокий уровень. Значит, он смог их так научить, что они востребованы. Но это его хобби, он же не профессиональный тренер. Он любит баскетбол, он любил его, пока учился, и не перестал его любить. Да, он работает прорабом на стройке, но не всем же дано играть профессионально. Но баскетбольная школа пройдена, и накопленный опыт и знания должны отдаваться детям. Охват детей такими тренерами – колоссальный. Для примера – в первенстве Белграда в возрасте до 12 лет принимает участие более 100 команд! С регулярным этапом и этапом плей-офф! У нас в первенстве России по младшему возрасту играет около 80 команд на начальном этапе. И хотя сравнивать не совсем корректно из-за логистических и иных составляющих организации официальных соревнований (это вообще тема отдельного разговора), но показатель характерный.

Дальше система тоже понятна. 20-30% детей продолжают специализированное обучение в центрах подготовки, которые в Сербии созданы на базах профессиональных баскетбольных клубов либо муниципальных спортивных клубов. Там уже более узконаправленная подготовка, работают профессиональные тренеры, врачи, периодичность и тематика тренировок возрастает. Но и остальные дети не оказываются на улице. Они продолжают занятия на, если так можно выразиться, «любительском» детском уровне, в тех же школах – тренировки 2-3 раза в неделю, официальные соревнования с таким же командами из других школ. А кое-кто переходит и в другие игровые виды спорта. Вот таким образом школьный спорт вписан в систему подготовки резерва в баскетбольной Сербии. На мой взгляд, по такому пути следует двигаться и в России. Например, американская система нам не подходит совершенно. В США просто полностью по-другому. Там в школах изначально работают профессиональные тренеры по видам спорта. А самое главное – инфраструктура у школ такая, которую нам, к сожалению, в обозримом будущем не достичь.

На школьный баскетбол можно надеяться, но вопрос самый главный – это вопрос специалистов. Кто будет учить детей. В школах должны ставиться самые первые технические шаги. Это может сделать любой баскетболист, который сам поиграл на уровне спортивной школы, первенства России, уровня АСБ. Не надо давать ему 8 групп, требовать какие-то места занимать на соревнованиях. Он должен учить детей владеть мячом правильно, технически правильно бросать по кольцу, правильно отдавать передачу, правильно перемещаться по площадке. Если будет облегчен доступ в школьные залы, а залы будут обеспечены инвентарем, и самое главное – обеспечены кадрами, только тогда проблема сдвинется с места.

 

07 01 23 01

 

 

 

Челябинская областная общественная организация «Федерация баскетбола» поздравляет спортсменов, тренеров, подписчиков и всех любителей баскетбола Южного Урала с праздником Рождества Христова!

Желаем вам крепкого здоровья, исполнения всех заветных желаний и успехов на жизненном пути!

© 2024. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ФЕДЕРАЦИЯ БАСКЕТБОЛА».
Для предоставления качественных услуг, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.