10 01 23Эксклюзив от медиагруппы ПРОbasket.

Наш эксперт, спортивный директор федерации баскетбола Краснодарского края Сергей Пташный о подготовке баскетбольного резерва и школьном баскетболе.

Мы задали Сергею Вадимовичу вопрос:

- Как вы считаете, основное направление в подготовке резерва в сфере юношеского баскетбола должно быть направлено на развитие школьного баскетбола, потому что именно здесь должен закладываться баскетбольный фундамент и основные баскетбольные навыки?

- Для начала нужно разобраться – насколько школьный спорт вписан в существующую систему спортивной подготовки в нашей стране. Долгие годы подготовка спортивного резерва в России осуществлялась в системе дополнительного образования, не школьного, а именно дополнительного – спортивные школы, клубы, центры спортивной и олимпийской подготовки и т.д., причем независимо от ведомственной принадлежности. И предыдущий десятилетний период, с 2012 по 2022 год, политика государства в этом вопросе определяла спортивную подготовку именно в обособленный раздел. Под это создавалась нормативная база – отменяли лицензирование, принимали стандарты подготовки, меняли систему оплаты труда тренеров и требования к профессиональным стандартам по должностям. Теперь, после заседания Совета при Президенте по физической культуре и спорту в 2022 году, принята новая, вернее «старая» стратегия развития на 10 лет – обратная интеграция спортивной подготовки в систему общего образования. Создание школьных спортивных клубов, возврат к профессии тренер-преподаватель, изменение систем нагрузки и оплаты, возврат лицензирования и т.д. В целом развернулись на 180 градусов.

Основа подготовки резерва:

 Основой системы подготовки любого спортивного резерва являются три составляющих:

  •  «место», то есть доступная инфраструктура – залы, площадки;
  •  «идентификация», то есть развитие таланта из массы – пресловутые охват и  массовость;
  • «кадры» – достаточное количество квалифицированных специалистов.

На первый взгляд, в школьном баскетболе есть многое: база – школьные залы, какие никакие, но с кольцами. Есть дети, которые хотят заниматься, но основная проблема – нет кадров. Нет баскетбольных тренеров, которые работали бы в школах. И взять их, обучить их и, главное – мотивировать на работу, возможности нет! Этому мешает наша система организации спортивной подготовки. Как это ни печально, мешают слишком сложные правила, ограничения и требования. Доступ тренера в школьный зал настолько затруднен, как и допуск взрослого человека к работе с детьми, что никто не хочет этим заниматься. Например, у нас закон запрещает безвозмездно предоставлять в пользование муниципальное имущество, а это значит – официальная аренда, договоры, налоги, проверки и так далее. К тренерам требования еще выше – куча справок, полноценные трудовые договора, специальное образование и т.д. Директорам проще никого не пускать в школу, чем заниматься контролем и соблюдением всех этих требований.

Но как же, возражают мне, у нас же баскетбол есть в школьной программе и физрук после уроков ведет баскетбол! Но! Пару месяцев в году, пару раз в неделю по 45 минут в классах по 30 человек…. Можно чему-то научиться? И главное по физруку. Физрук в прошлом, к примеру,  гиревик. У него баскетбол заключается в следующем – кинул мяч, посудил как он понимает, поиграли пять на пять. Это не то. Баскетбол должен быть баскетболом. Техника работы с мячом, правильные перемещения, тактические взаимодействия и многое другое. Человек, который сам не занимался, не обучался баскетболу, этому научить не может.

Перенимать зарубежный опыт

- Какой же выход? На мой взгляд, он есть. Приведу пример. Есть такая небольшая страна – Сербия. Население – около 7 миллионов человек. Краснодарский край – около 6 миллионов, Москва – все  15. Так вот, национальные и резервные сборные Сербии по большинству игровых видов спорта почти всегда в финальных этапах мировых и континентальных чемпионатов и часто борются за медали. Многие сербские игроки имеют профессиональные контракты в ведущих национальных чемпионатах. Я несколько раз бывал в Сербии, по ходу своей работы в Краснодаре много общался с сербскими тренерами и хорошо представляю систему спортивной подготовки в этой балканской стране. Как строится подготовка резерва в Сербии. Есть молодые люди, которые, скажем так, прошли курс спортивной школы, отыграли на школьном уровне. Поступили в вузы, поиграли на уровне студенческой лиги, и закончили с баскетболом. Не стали профессионалами, пошли работать по профессии. Но обучение, игра на уровне школ, потом на уровне студентов позволяет спортсмену обладать большим объемом знаний, достаточных для того, чтобы передавать их на первоначальном уровне. Это молодые люди, закончившие вуз, которые идут работать, к примеру, инженером на завод или юристом. У него рядом образовательная школа, он идет туда, набирает группу 15 детей, часто включая своих собственных, из ближайших кварталов. Что-то ему платит школа, что-то родители. Это маленькая доплата, он это делает вечером после работы. Его пускают в зал, с него не дерут аренды, ему не надо проходить кучу проверок, предоставлять справки об образовании, быть устроенным в какой-то спортивной школе. Настолько все просто. В каждой общеобразовательной школе есть один, два, три тренера, которые ведут несколько групп. Все это на уровне 7-12 лет. Таким образом, на первоначальном этапе работают не профессиональные тренеры, которым одной группы для зарплаты будет мало. Работает очень большое количество тренеров-совместителей, которые охватывают максимум юных спортсменов, чтобы за три-четыре года развить у детей способности и подготовить их переход на следующий этап подготовки. К примеру, через год 20-30% своих подопечных тренер-любитель передал на более высокий уровень. Значит, он смог их так научить, что они востребованы. Но это его хобби, он же не профессиональный тренер. Он любит баскетбол, он любил его, пока учился, и не перестал его любить. Да, он работает прорабом на стройке, но не всем же дано играть профессионально. Но баскетбольная школа пройдена, и накопленный опыт и знания должны отдаваться детям. Охват детей такими тренерами – колоссальный. Для примера – в первенстве Белграда в возрасте до 12 лет принимает участие более 100 команд! С регулярным этапом и этапом плей-офф! У нас в первенстве России по младшему возрасту играет около 80 команд на начальном этапе. И хотя сравнивать не совсем корректно из-за логистических и иных составляющих организации официальных соревнований (это вообще тема отдельного разговора), но показатель характерный.

Дальше система тоже понятна. 20-30% детей продолжают специализированное обучение в центрах подготовки, которые в Сербии созданы на базах профессиональных баскетбольных клубов либо муниципальных спортивных клубов. Там уже более узконаправленная подготовка, работают профессиональные тренеры, врачи, периодичность и тематика тренировок возрастает. Но и остальные дети не оказываются на улице. Они продолжают занятия на, если так можно выразиться, «любительском» детском уровне, в тех же школах – тренировки 2-3 раза в неделю, официальные соревнования с таким же командами из других школ. А кое-кто переходит и в другие игровые виды спорта. Вот таким образом школьный спорт вписан в систему подготовки резерва в баскетбольной Сербии. На мой взгляд, по такому пути следует двигаться и в России. Например, американская система нам не подходит совершенно. В США просто полностью по-другому. Там в школах изначально работают профессиональные тренеры по видам спорта. А самое главное – инфраструктура у школ такая, которую нам, к сожалению, в обозримом будущем не достичь.

На школьный баскетбол можно надеяться, но вопрос самый главный – это вопрос специалистов. Кто будет учить детей. В школах должны ставиться самые первые технические шаги. Это может сделать любой баскетболист, который сам поиграл на уровне спортивной школы, первенства России, уровня АСБ. Не надо давать ему 8 групп, требовать какие-то места занимать на соревнованиях. Он должен учить детей владеть мячом правильно, технически правильно бросать по кольцу, правильно отдавать передачу, правильно перемещаться по площадке. Если будет облегчен доступ в школьные залы, а залы будут обеспечены инвентарем, и самое главное – обеспечены кадрами, только тогда проблема сдвинется с места.